НАЙТИ

Портретный комплекс семьи Раевских

В 2007, 2008 и 2012 гг. в Исторический музей поступил уникальный портретный комплекс из семьи Раевских (более 30 предметов). К наиболее ценным экспонатам можно отнести живописные портреты Артемия Ивановича Раевского (около 1770–1821) и его супруги Маргариты Васильевны Раевской (177[?]—184[?]), урожденной Давыдовой, кисти известного словацкого живописца Яноша Ромбауэра (1782–1849), работавшего в Австро-Венгерской империи. Художник проживал с перерывами в России с 1805 по 1824 г. и принимал участие в выставках Императорской Академии художеств.

Парные портреты супругов Раевских отличаются камерностью, тонкой живописностью и деликатной передачей внутреннего мира. Красоту образов подчеркивает внимание художника к деталям. Артемий Иванович написан «в романтическом духе»: в строгом черном фраке, белом жилете, жабо и элегантно повязанном шейном платке с «летящими» концами. Образ его супруги, Маргариты Васильевны, в легком белом платье с высокой талией, отороченном кружевом и накинутой на плечи восточной шалью, более лиричный, с оттенком сентиментальности.

Большую часть семейного собрания составляют графические работы Екатерины Ивановны Раевской (1817—1899/1900), урожденной Бибиковой. Художница происходила из древнего дворянского рода. Получив превосходное домашнее образование, она великолепно владела русским языком, знала несколько иностранных, латынь. В 1850-х гг. посещала Московское училище живописи и ваяния и Императорскую Академию художеств, от которой была удостоена звания художника «по живописи портретной акварельной» (1857).

Художница вышла замуж за Ивана Артемьевича Раевского (1815–1868), младшего сына Артемия Ивановича Раевского. Созданные ею акварельные портреты родственников и близких друзей семьи неоднократно выставлялись в Санкт-Петербурге и Москве. Из подобных работ, поступивших в Исторический музей, выделяются портреты супруга (1834) — И.А. Раевского, деверя (1849) — Владимира Артемьевича Раевского (1811 — после 1855) и два портрета старшего сына (1847; 1854) — Ивана Ивановича Раевского (1835–1891) и неизвестной из семьи Раевских (1854).

Е.И. Раевская была знакома с графом Л.Н. Толстым, художниками И.К. Айвазовским, В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным. На протяжении всей жизни занималась литературным трудом, публиковалась в журналах «Москвитянин», «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Неделя», «Русский архив», «Исторический вестник». В последние годы жизни художница работала над воспоминаниями «Хроники села Баловнева». Рукопись второго тома мемуаров, с вклеенными рисунками и фотографиями, также поступила в собрание Исторического музея. Комплекс был приобретен у потомка семьи Раевских — фармаколога, член-корреспондента Российской Академии наук Кирилла Сергеевича Раевского (1931–2020), прапраправнука Артемия Ивановича Раевского. Отец последнего — Сергей Петрович Раевский (1907–2004) — автор мемуаров «Пять веков Раевских» (2005).